Pers.narod.ru. Алгоритмы. Работа с отдельными битами на Си |
Вопрос:
Добрый вечер, подскажите как изменить бит в байте?
Мой ответ:
Побитовым исключающим или (операция ^) со степенью двойки от номера нужного бита (справа налево, младший бит имеет номер 0)
Пример на консольном Си:
#include <stdio.h> #include <math.h> void main () { char b=0xFF; //Байт int n=3; //Номер бита, который нужно изменить - считаем справа налево с 0 printf ("\nБыло: %02X",b); b^=(int)pow(2,n); //Переключение нужного бита - 0 в 1 или 1 в 0 printf ("\nПосле переключения: %02X",b); b^=(int)pow(2,n); printf ("\nПереключили еще раз: %02X",b); }
На самом деле вычислять степени двойки глупо, раз есть побитовый сдвиг, так что окончательно получаем такую версию:
#include <stdio.h> void main () { char b=0xFF; //Байт int n=3; //Номер бита, который нужно изменить - считаем справа налево с 0 printf ("\nБыло: %02X",b); b^=1<<n; //Переключение нужного бита - 0 в 1 или 1 в 0 printf ("\nПосле переключения: %02X",b); b^=1<<n; printf ("\nПереключили еще раз: %02X",b); }
Если нужно просто проверить, установлен ли в байте тот или иной бит, в тех же обозначениях получится следующий код:
if (b&1<<n) { //Бит с номером n установлен } else { //Бит не установлен }
Здесь нам помогла операция побитового "и" (бинарная операция &
)
Наконец, бывает нужно принудительно включить или выключить некоторый бит независимо от его начального состояния. Для принудительного включения пригодится операция побитового "или" (|
), ведь обычное "или" с единицей всегда даёт единицу, а с нулём оставляет состояние бита неизменным:
b|=1<<n; //Принудительно включаем бит номер n
Для принудительного выключения бита применим к байту побитовое "и" с числом, обратным к нужной степени двойки, то есть, таким, где все единичные биты заменены нулевыми и наоборот. Взять такое число можно побитовым отрицанием (операция ~
), в итоге получится вот что:
b&=~(1<<n); //Принудительно выключаем бит номер n
Побитовое "и" с единицей оставит неизменными все биты кроме того, который сброшен нами в ноль.
Совместная работа с парой битовых флагов |
Можно ли на С++ так же компактно работать с парой битовых флагов? По-моему, все нужные проверки содержатся в приложенной консольной программке:
#include <stdio.h> #define A 0x01 #define B 0x02 //Пусть младший бит - флаг A, второй бит - флаг B void main () { int x=0; x|=A|B; //установка флагов A и B, x=3 printf ("\nx=%02X",x); //для вывода текущего x x&=~(A|B); //сброс флагов A и B, x=0 printf ("\nx=%02X",x); x=1; if (x&A) //проверка флага A printf ("\nфлаг A установлен"); x=3; if ( (x&(A|B))==(A|B) ) //проверка, что установлены оба флага //все скобки нужны - приоритеты! printf ("\nустановлены оба флага"); x=0; if ( !(x&(A|B)) ) //проверка, что сброшены оба флага //все скобки нужны - приоритеты! printf ("\nсброшены оба флага"); x=2; if ( x&(A|B) ) //проверка, что установлен хотя бы 1 из флагов printf ("\nустановлен хотя бы 1 из флагов"); x=1; if ( (x&(A|B))==A ) //проверка, что установлен только флаг A //все скобки нужны - приоритеты! printf ("\nустановлен только флаг A"); int y=0; int diff= x^y; //проверка, какими флагами отличаются x и y if ( !(diff&A) ) printf ("\nФлаг А совпадает"); if ( !(diff&B) ) printf ("\nФлаг B совпадает"); getchar(); }
Как сделать, чтобы инвертировались (нули заменялись на единицы и наоборот) ровно N битов, начиная с позиции P, а все другие биты остались без изменений?
А вот:
#include <stdio.h> void main () { unsigned int x=0x38, mask, N=3, P=3; //00111000 превратит в 0 printf ("\n%02X",x); mask = ~(~0 << N) << P; x = (x & ~mask) | (~x & mask); printf ("\n%02X",x); getchar(); }
Как так вышло:
~0 = 11111....11111 ~0 << N = 11111....11000 /* N нулей */ ~(~0 << N) = 00000....00111 /* N единиц */ ~(~0 << N) << P = 0...01110...00 /* N единиц на местах P+N-1..P */
гостевая; E-mail |